В конце XIX в. в одном из городов Южного Китая был обнаружен холм, напоминавший очертаниями улитку. Его объявили священным. Распространилось поверье, что этот холм обладает способностью собирать в себе все пагубные влияния, исходившие от фэн-шуй, и превращать их в благодетельные. Холм пользовался такой славой, что каждый чиновник, назначенный на службу в этот город, считал своим долгом в первые же дни посетить холм и поклониться ему, а затем постоянно заботиться о его сохранении. Никто не смел прикоснуться к холму лопатой. Город пользовался хорошей репутацией и процветал, и все это приписывалось волшебному холму.
Подобные холмы или скалы встречались в Китае очень часто. Если же местность не имела естественного, воздвигнутого самой природой защитника от сил фэн-шуй, население создавало его искусственно. Город без защиты от таинственных сил в глазах суеверных людей был все равно что без стен, и ему грозила гибель. После проникновения в Китай буддизма такой защитой чаще всего служила пагода - многоэтажная башня с небольшими выступами и карнизами с загнутыми краями, увешанными колокольчиками или пластинками, звон которых напоминал "вечную музыку миров". Пагоды обязательно имели нечеткое количество этажей - 3, 5, 9, 11 и более. Самая высокая пагода насчитывала 15 этажей. По форме пагоды были квадратные, шести-, восьми-, две над пятиугольные или круглые. Они сооружались, как правило, в окрестностях города.
Многие пагоды, сохранившиеся и по сей день, являются великолепными памятниками архитектуры. Одно из таких замечательных сооружений - Большая пагода диких гусей (Даяньта), построенная в V[I в., во времена династии Тан, в городе Сиани.
Грандиозность и величественность Даяньта вызывали изумление. Известные поэты танской династии Цэнь Шэнь и Гао Ши после совместного посещения пагоды написали стихотворение:
Словно могучий источник, рвущийся ввысь из-под почвы. Башня стоит одиноко, к горным чертогам вздымаясь.
Если подняться на башню, к самому верху подняться, Кажется, точно земного ты отрешился навеки.
Лестница кверху стремится, точно по воздуху вьется. Башня же всею громадой давит Китай беспредельный.
Эта постройка прекрасна, зодчего мысль вдохновенна, Видно, что люди трудились, споря в искусстве с богами.
Башни высокие стены солнца лучи заслоняют. Ярус седьмой достигает синего купола неба.
Если посмотришь оттуда, с башни высокой, на землю, То под собою увидишь птицу в парящем полете.
Если ж прислушаться долу, слышны стенания ветра; Встретив нежданно преграду, мечется ветер смущенный.
Суеверия и мистика распространялись не только на различные предметы и явления природы, но, например, и на такие абстрактные понятия, как цифры. "Когда люди научились уже неплохо считать и оперировать отвлеченными числами, - замечает А. И. Бородин в книге "Число и мистика", - они заметили, что в окружающем их мире много зависит от числовых соотношений. По прошествии определенного количества дней в природе начинается новый цикл развития. Высота звука, издаваемого струной, определяется длиной этой струны. Все это, естественно, натолкнуло людей на мысль о божественной сущности чисел". Суть числовых суеверий и числовой мистики состоит в том, что отдельным числам приписывается таинственное значение. Числовая мистика получила большое распространение в старом Китае: в глазах древних китайцев почти все цифры обладали кабалистическим значением, и это использовалось прорицателями для предсказания судьбы. Так, цифра "1" приносила несчастье. Цифра "3" связывалась с тремя основными силами - небом, землей, человеком, тремя источниками света - солнцем, луной, звездами, тремя родами уз: между государем и чиновниками (справедливость), между сыном и отцом (любовь), между мужем и женой (согласие), тремя легендарными правителями - Яо, Шунем и Юем. Цифра "4" была связана с понятием четырех "чудесных животных": единорог, феникс, дракон, черепаха. Цифра "5" символизировала счастье и считалась кабалистической, потому что было пять стихий: земля, вода, огонь, дерево, металл. Цифра "7" - символ сердечности и добродетели. Цифра "8" ассоциировалась с Буддой и т. п.
В годы правления маньчжурского императора Цянь-луна (1736-1796) в Храме неба проводились большие ремонтные работы. Был дан строжайший императорский наказ: везде должны были применяться нечетные цифры, прежде всего "3" и "9", а также кратные им числа. Диаметр самого верхнего яруса в храме был 9 чжанов (чжан равен 3,2 м), диаметр среднего яруса - 15 чжанов, диаметр нижнего яруса - 21 чжан. Каждому ярусу соответствовала круглая каменная площадка в основании храма. Первая площадка была сложена из 9 камней, вторая - из 18, третья - из 27 и т. д. Длина дорожек от верхнего яруса к среднему и от среднего к нижнему составляла 9 шагов.
В молитвенном ритуале также присутствовала числовая символика. Во время молебствий небу император 3 раза становился на колени и совершал челобитье по 3 раза. Музыканты исполняли 9 ритуальных фрагментов; духу неба дарили 9 кусков шелка.
|
Идолы и жертвоприношения
Процедура преклонения перед духом, лишенным материальной оболочки, была довольно сложной. Действительно, как можно молиться духу, если тот "парит" где-то в воздухе и его невозможно ни видеть, ни осязать? Желание наглядно "воссоздать" образы духов породило пантеон идолов, которые были ближе верующему, чем, так сказать, "духи вообще". В самом деле, китаец, находясь в буддийском или даосском храме, хотел иметь дело с "конкретным" духом, а не с какой-то абстракцией. Так возникло поверье о возможности воплощения духа в какой-либо предмет. По убеждению верующих, в идолах, изваянных руками людей, живут божества.
Идолов делали из металла, камня, дерева или глины. Чаще всего каркас будущего божества покрывался известковым раствором, а затем листовым железом или позолотой. Иногда внешняя сторона статуи раскрашивалась различными красками.
Статуя идола тщательно обрабатывалась умелыми Мастерами и могла своим видом оказать глубокое эмоционально воздействие на верующих. Лик божества явно выражал различные чувства: любовь, сострадание, хорошее настроение, задумчиость, ярость или гнев.
Чтобы умилостивить богов, им приносили жертвы, которые чаще всего сжигались, но иногда закапывались в землю. Первое место среди жертвенных предметов занимали животные. Наиболее благородными дарами считались рогатый скот, лошадь, овца, свинья, собака и курица.
Наиболее ценным из всех жертвоприношений считался нефрит - полудрагоценный, "священный" камень, издавна служивший предметом восхищения и мистической поэтизации китайцев.
Нефрит всегда холоден, даже в самые жаркие дни; он символизировал целомудрие и чистоту. Кусочки нефрита клали в рот и нос умершего - это придавало силу и жизнестойкость духу покойного. Символом неба считался нефритовый диск, а квадратное отверстие в нем означало землю. Император использовал такой диск при обращении к небу.
Китайцы обожествляли и другой минерал - яшму. Вот что писал об этом камне академик В. А. Алексеев: "В литературе - это самый классический и изысканный образ. Яшма чиста, струиста, тепла, влажна, одновременно легка и тверда. Она не грязнится, не зависит от окружающей ее температуры и, следовательно, есть лучший образ благородного человека, не зависящего от условий жизни. Яшма в руке поэта - это стихи. Яшма в порошке - это разбросанные на бумаге перлы каллиграфа (а каллиграфия в Китае ценится наравне с живописью). Яшма - это красивая девушка, это человеческая доблесть; яшма - это милый, прекрасный человек, ибо чистое сердце его сквозит и струится, как яшма. Наконец, яшмовый сок - это вино... Решительно все лучшее - это яшма".
Древний обычай предусматривал принесение жертв духам, так сказать, в натуральном виде, однако затем они были заменены символическими жертвами.
Обязательными предметами при жертвоприношениях были курительные палочки, благовонные свечи, хлопушки и "жертвенные деньги".
Курительные палочки изготовлялись из сандалового дерева, кедра и различных пахучих трав. Они зажигались маленькими пучками (примерно 25 штук в пучке) и издавали аромат, которым наслаждались боги. Если же палочки зажигались не пучком, а по отдельности, то обычно их было не более трех. Они ставились в специальный, наполненный пеплом сосуд, находившийся непосредственно перед идолом. Свечи пропитывались растительным маслом, зажигались по две и обязательно одновременно с курительными палочками (последние могли зажигаться и без свечей).
Важную роль в жертвоприношениях играли хлопушки бао чжу, или бао чжан (букв. "жечь бамбук"). Они известны с V в., хотя широко применять их начали лишь в XII в. Люди верили, что треск горящего бамбука может отогнать злых духов и принести счастье. Когда в Китае был изобретен порох, обрезки бамбука стали начинять порохом и прикреплять к ним фитили: взрыв таких хлопушек был куда громче, чем треск горящих пустотелых обрезков бамбука. Впоследствии стали использовать разнообразные бумажные хлопушки с порохом и фитилем. Часто хлопушки соединялись в громадную связку (до 10 тысяч штук). Хлопушками не только отгоняли злых Духов, но и приветствовали добрых.
Духи, оказывается, обладали такими же потребностями, как и живые люди: они, например, всегда нуждались в деньгах. Чтобы удовлетворить эти потребности, им приносили в жертву имитированные бумажные "жертвенные деньги", которые сжигали перед изображением божеств, а также на могилах во время какого-либо Религиозного обряда. "Жертвенные деньги" в дымообразном состоянии достигали потустороннего мира, где превращались в настоящие.
Считалось, что духи могут двигаться только по прямой линии: встретив угол, они удаляются в пространство и рассеиваются. Поэтому крыши на старых китайских домах приподняты к краям: изогнутая кровля мешала злым духам проникнуть в дом. На карнизах крыш помещались лепные изображения стражей и зверей, которые были призваны отгонять злых духов.
Извилистые реки, мягко округленные контуры холмов, как считалось, обеспечивали благополучие, тогда как крутые повороты рек, отвесные скалы сулили особую опасность. В старом Пекине нельзя было встретить два рядом стоявших дома на одной линии: обязательно один из них выдвинут несколько вперед.
Поскольку духи предпочитали прямой путь, проселочные дороги почти всегда прокладывались извилистыми. Длинные прямые каналы в городах считались удобным путем для продвижения темных сил, поэтому каналы то и дело прерывались искусственными островками или бесчисленными мостиками разной высоты. Через улицу с крыши на крышу перекидывали доски. к которым прикрепляли спускавшиеся перпендикулярно вниз вывески; у въезда на главные улицы городов в этих же целях ставили каменные столбы, сооружали башни, на которые вешали колокола.
В каждом дворе против входных ворот строили небольшую "отражающую стену" (инби) - она мешала злым духам проникать во двор.
Во избежание всякого рода ненастий надо было злых духов кормить и поить, удовлетворять их различные потребности. Когда невесту переносили в паланкине из дома отца в дом жениха, злых духов, попавшихся на пути, пытались умилостивить кусками жаренной свинины. При входе невесты в дом жениха у дверей рассыпали рис и горох. |